Как сообщила в районку инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД Альфия Валеева, в Чишминском районе с начала года зарегистрировано 612 правонарушений, совершенных водителями автобусов, так что автоперевозки постоянно на особом контроле.
Напомним, что недавно крупные ДТП с участием автобусов произошли в Тверской области и Чувашии. В этих авариях погибли более 20 человек, десятки людей получили травмы, поэтому такое внимание со стороны ГИБДД к устранению нарушений в сфере пассажирских перевозок вполне понятно и оправданно.
22 октября на совещании в Правительстве региона врио Главы РБ Радий Хабиров поручил в самые короткие сроки решить вопрос пассажирских перевозок в Уфе и регионе. В столице республики и в Стерлитамаке выявлено большое количество нелегальных перевозчиков.
– В Чишминском районе массовой перевозкой людей занимаются только легальные компании, – подчеркнул старший госинспектор ОГИБДД Айдар Салихов. – Их всего пять: это ООО «Уфа-лайн», ИП Гильманов, СДК «Альянс», ИП Соломасов и ГУП «Башавтотранс».
Кстати, о проверке автобусов на автовокзале райцентра, прошедшей в минувший понедельник, все перевозчики были письменно уведомлены госавтоинспекцией, однако представитель «Башавтотранса» так и не появился. Вероятно, это было связано со сменой руководителя предприятия (именно в этот день Хабиров распорядился уволить Разима Махиянова с должности руководителя «Башавтотранса»). Автобусы ИП Соломасов проверены в пункте их отправки: они курсируют между селом санатория «Алкино» и Уфой. Все остальные были на месте и, как и положено, работали в обычном режиме.
Сегодня проблем в Чишминском районе с пассажирскими перевозками действительно нет (вспомните, что было лет пять-семь назад): автоперевозчики обслуживают различные маршруты, ежедневно на линию выходит большое количество легального транспорта. Так, например, «Уфа-лайн» возит чишминцев из Чишмов до Уфы и обратно, автобусы предпринимателя Гильманова обслуживают райцентр и совершают рейсы между деревнями и р. п. Чишмы (например, до Абраево с заездом в Горный, Алкино-2, Калмашево, Альбеево), «Альянсовские» маршрутки ездят до Демы и обратно.
– Первый автобус в Уфу отправляется уже в 5.50, – рассказывает директор компании «Уфа-лайн» Ильдус Кадерметов. – Всего на маршруте порядка 38 автобусов в день, так что они отъезжают приблизительно каждые 15 минут. Все водители совершают по два круга, то есть находятся за рулем не более четырех часов.
– А наши маршрутки ходят строго по расписанию – раз в час, – вступает в разговор представитель «Альянса» Риф Бакиров. – Первый автобус в Дему – в семь утра, последний – в полдевятого.
Рабочий день водителя начинается с обязательного медосмотра. Медсестра предрейсового осмотра Рита Ишбулатова проверяет давление и содержание алкоголя в крови.
– Алкотестер должен показать ноль, и никак иначе, – подчеркивает Рита Раилевна. – Давление: допустимый самый низкий порог – 110 на 70, самый высокий – 140 на 90.
По словам медика, водители обычно, если чувствуют себя плохо, даже и на осмотр не приходят, просто снимаются с маршрута и находят себе замену.
– Это ж огромная ответственность – мы отвечаем за жизни людей! – подтверждает водитель с 40-летним стажем Рамиль Мухаметшин.
После медосмотра водителя, очередь самого транспортного средства. Прежде чем выпустить автобус на линию, его осматривают в гараже на яме, а затем еще раз непосредственно на автовокзале.
Во время рейда госавтоинспектора проверяли не только техническое состояние ТС, но и документы о проведении техосмотра, наличие у водителей правонарушений по базам ГИБДД.
– По должностным инструкциям сотрудники ГИБДД не могут проверить весь перечень документов. Например, маршрутную карту имеют право требовать только представители Госавтодорнадзора, – пояснил
А. Салихов. – Однако добросовестные перевозчики всегда сами предлагают ее посмотреть – им скрывать нечего. У чишминских все маршруты согласованы. Понятное дело, что без нарушений все же не обходится, одно из самых частых – это нарушение правил по количеству пассажиров, то есть перегружают транспорт.
И еще одна деталь, о которой стоит упомянуть: все пассажирские автобусы обязаны быть оснащены системой слежения ГЛОНАСС и тахографами для контроля скорости ТС, режима труда-отдыха водителя. С этим у чишминских перевозчиков проблем тоже нет. Автор этих строк собственными глазами наблюдала на мониторе компьютера вместе с диспетчером передвижение одной из маршруток: в тот момент транспорт двигался по трассе недалеко от деревни Зубово со скоростью 81 км/ч. Как пояснила диспетчер, если бы водитель превысил скорость, ему немедленно бы позвонили с требованием соблюдать ПДД. Также ГЛОНАСС позволяет в случае поломки автобуса в кратчайшие сроки отправить в нужную точку маршрута на замену другой, чтобы пассажиры продолжили свой путь.
Госавтоинспекция констатировала, что в России растет количество ДТП с участием автобусов. На текущий период их число увеличилось на 0,9%. В авариях погибли более 600 человек, порядка 13 тысяч получили травмы. Зачастую ДТП случаются во время перевозок между регионами или городами.