– Что волнует потребителей сегодня? Много ли поступает обращений?
– В сфере защиты прав потребителей надзор осуществляется в области торговли, оказания услуг (образовательных, медицинских, бытовых, туристических, перевозок граждан, услуг связи и др.), в том числе в части заключения или исполнения договоров с потребителями на предмет выявления в них условий, ущемляющих права потребителей.
Поступают к нам обращения не только в письменной форме лично либо через представителя непосредственно надзорного органа, но и через МФЦ, в электронном виде после прохождения идентификации и аутентификации на портале Госуслуг или на официальном сайте Управления Роспотребнадзора.
Так, например, в 2021 году в Чишминский Территориальный отдел Роспотребнадзора по Республике Башкортостан было 18 обращений граждан по вопросам качества питьевой воды, оказания туристических услуг, исполнения договора подряда, оказания услуг общественного питания, некачественной сложно-бытовой техники.
Должна сказать, что на сегодняшний день тематика обращений сместилась с некачественных продовольственных товаров на различные виды услуг. Все чаще стали обращаться по вопросам долевого строительства, подряда, оказанию услуг общественного питания. В том числе в начале 2021 года обратились две пенсионерки по вопросу оказания туристических услуг в период пандемии COVID-19. В ходе рассмотрения обращения подано исковое заявление в Чишминский районный суд о расторжении договора туристических услуг и взыскания денежных средств. Решение Чишминского районного суда было обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан, которым также принято решение в пользу потребителей: договор расторгнут, требуемая сумма была присуждена к возврату.
Роспотребнадзором периодически проводятся плановые и внеплановые проверки в отношении школьных столовых. Нарушения, как правило, выявляются в сельских школах – при организации питания детей они связаны, в основном, с нехваткой помещений или их метражей.
– Если человек столкнулся с нарушением его потребительских прав, куда ему обращаться?
– В случае нарушения потребительских прав, граждане могут обращаться в Чишминский территориальный отдел. Кроме того, можно позвонить в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан по бесплатному телефону горячей линии: 8-800-700-90-30.
Распознать нарушения возможно, когда знаешь свои права, поэтому рекомендую каждому гражданину заниматься своим просвещением. В частности, на сайте надзорного органа по Республике Башкортостан имеется много полезной информации о защите прав потребителей.
Кстати
15 сентября работники санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации отметили свой профессиональный праздник. Не имея своего официально утверждённого профессионального праздника, работники СЭС отмечают его в День образования санитарно-эпидемиологической службы.