В 2023 году в Территориальный отдел по Чишминскому району обратились 20 жителей Чишминского района по различным вопросам. Среди них были обращения по факту мошенничества в сфере купли-продажи через официальный сайт бесплатных частных объявлений «Юла». К примеру, потребитель по объявлению «приобрел» смартфон, перечислил денежные средства на указанный номер телефона, но товара так и не дождался. С покупателем общался чат-бот, созданный мошенниками на указанном сайте. Данное обращение было передано в полицию для дальнейшей работы.
Все чаще стали поступать обращения о покупке товаров в интернете, когда деньги перечислены, а товара не оказывается в наличии. Если речь идет о добросовестном продавце, то помогает вовремя направленная претензия. В противном случае дело приходится рассматривать в суде, где продавцу надлежит выплатить троекратную сумму за непоставленный вовремя товар.
Достаточно распространено сейчас применение голосовых помощников, роботов ассистентов, чат-ботов. В случае, если продавец или исполнитель в своей деятельности использует ресурсы искусственного интеллекта для предоставления потребителям информацию о своих товарах или услугах, то такая информация должна быть достоверная.
Для людей чат-боты полезны при заказе еды, товаров или билетов на концерт. Также они помогают в решении проблем в банковском секторе, когда у клиентов возникают вопросы о балансе и транзакциях. Это существенно экономит время человека.
По мере того как чат-боты набирали популярность, ими стали пользоваться и мошенники. Например, они взламывают чат-боты различных компаний и организуют рассылку-опрос, с помощью которой собирают личную информацию: номера телефонов, геолокацию и т. д. Также хакеры могут создавать собственные чат-боты, что придает фишинговому (фальшивому) сайту большую правдоподобность.
В конце 2023 года в России разоблачили мошенническую схему, связанную с социальными выплатами. Мошенники оставляли в общественных местах QR-коды с объявлением о бесплатной консультации по гарантированным выплатам, код в свою очередь вел на чат-бот в одном из мессенджеров. При общении с чат-ботом людей убеждали, что они имеют право на соцвыплату, после чего жертвы вводили свои финансовые данные, которые и похищали мошенники.
В некоторых случаях чат-боты получают от людей не только данные, но и деньги. Такое происходит, когда бот куда-то приглашает человека или предлагает ему услугу, а затем отправляет ссылку, ведущую на фейковый сайт. В итоге пользователь оплачивает эту услугу, а деньги просто уходят к мошенникам в карман.
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в Чишминском районе, реализуя цикл мероприятий, посвященных Всемирному дню прав потребителей, с 11 марта 2024 года открывает тематическую горячую линию для правового просвещения и оказания помощи гражданам в сфере защиты прав потребителей по телефону 8 (34797) 2-05-42. Время проведения консультаций: с 11 по 26 марта 2024 года в рабочие дни с 10.00 до 16.00 (с 12.00 до 12.45 – перерыв).
Оксана Крымгужина, специалист-эксперт Чишминского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ