Мансаф Карачурин: Нам пришлось ликвидировать последствия аварии
В Чишминском историко-краеведческом музее имеются стенд «Ликвидация катастрофы на ЧАЭС: участники из Чишминского района» и альбом-брошюра «Чернобыль – черная быль нашей истории». Рядом с этим стендом мы и встретились с одним из ликвидаторов Мансафом Карачуриным. Он в возрасте 36 лет и шестеро его земляков были призваны 1 октября на спецсборы, откуда их отправили в Чернобыль.
– Я тогда еще работал в СМУ-1, в Чернобыль нас отправили в 1986-м году, там я пробыл с 1 октября по 4 ноября, – рассказывает Мансаф. – Жили мы в палатках, было тепло и трава еще была зеленая, а когда вернулись домой 9 ноября, то дома уже был снег по колено. Из семи призванных вместе со мной земляков в живых в настоящее время остались двое, в том числе и я.
По словам Мансафа Карачурина, их повезли в город Куйбышев, откуда на поезде они доехали до Киева. Жили в тридцати километрах от зоны поражения. После распределения по взводам и ротам, они начали дезактивацию промышленной зоны г. Припяти, поселка Копачи и т. д. Каждый день их возили от лагеря к зоне и обратно. Из-за рис-ка получения высоких доз радиации в день им разрешалось работать по 15-20 минут. Но уже с первого дня у многих начинали болеть горло, голова или т. д.
– Если родина призвала, то значит, так надо было, кому-то надо же было ликвидировать последствия той страшной аварии,– рассуждает Мансаф Мансурович. – Сейчас у меня есть замечательные сын и дочь, а еще я «богатый» дедушка, у меня целых четыре внучки: старшая уже учится на юридическом в БГУ, а младшей всего год и восемь месяцев.
Мансаф Карачурин награжден орденом «Знак почета», знаком «В память о ликвидации катастрофы на ЧАЭС», а также орденом Мужества. Он ведет и общественную работу, вот уже пятнадцать лет возглавляет районную общественную организацию «Союз Чернобыль».
А вообще через Чернобыль прошли и 37 человек из Чишминского района.