Запись в Орденской книжке гласит, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1968 года Василию Ивановичу Черному вручен орден Красной Звезды. Награда была вручена через 26 лет со времени подвига, отмеченного этим орденом.
…Новгородчина – край озерный да лесной. Леса здесь настолько слились с человеком, со всем его жизненным укладом, что даже деревни носят «лесные» названия: какая-нибудь Сосновка, Березовка или другое, связанное с лесом. В одной из таких деревень осенью сорок первого года пулеметному расчету Василия Черного пришлось держать засаду.
Осень 1941 года была той порой, когда враг, постоянно терзаемый отступавшими частями нашей армии, неистово рвался к Москве. Город Старая Русса был одним из тех «крепких орешков» на северо-западных подступах к Москве, где 16-я фашистская армия была не только остановлена, но и нашла свою могилу, так и не достигнув заветной цели – советской столицы.
…В добротно срубленном приземистом здании школы расположились офицеры, их адъютанты, командный состав немецкой части. Пулеметному расчету Василия Черного было поручено держать выход из школы под прицельным огнем. Остальные воины стрелковой части с пулеметами окружили деревню со всех сторон, взяли на прицел каждый дом, где по сведениям квартировали немецкие солдаты.
Северный серый рассвет разбудил деревушку. Чаще заголосили петухи, воздух наполнился шумом. А вот начали скрипеть двери в домах. И вместе с этим раздались захлебывающие пулеметные очереди. Засвистели летящие со всех сторон пули. Стрелки-пулеметчики держали немецких солдат как в ловушке. А те, кто пытался выскочить, – находили смерть.
Противник пришел в себя, начал отстреливаться. Вот одна из пуль звякнула о металл пулемета, еще несколько пуль пропели свои зловещие песни рядом. Но Василий жал и жал гашетку. Он видел, словно в диком танце метались тени. В запале, он не заметил, как по руке потекла алая струйка. И не сразу ощутил он, как чья-то рука похлопывала его по плечу.
– Товарищ Черный, товарищ Черный!
Оглянулся. Сзади был ротный командира.
– Отходите к лесу. Отходя, ведите стрельбу по старым целям. Сбор у…
Голос мгновенно исчез и сразу стало темно. Отойдя от шока, Черный увидел над собой все то же лицо командира.
– Живой? – с радостью спросил он. – Вот и хорошо.
– А вы? – в свою очередь спросил Василий.
– Пронесло. Ползти можешь?
Попробовал повернуться. Боль прошила всю спину. А ротный объяснял.
– Мина разорвалась. Вот и задело. Ну, можешь ползти?
– Поползу.
Закусив губы, Василий полз по болотистой вонючей земле под прикрытие леса, таща за собой боевое оружие.
Год и два дня – с 22 июня 1941 года до 24 июня 1942 года – провел Василий Иванович Черный на войне. За это время он получил боевой орден. В последнем бою он получил ранение, которое вывело его из строевой службы. Возвратившись из госпиталя домой, он принимает активное участие в развитии коллективного хозяйства, и уже будучи в пенсионном возрасте, по сей день добросовестно трудится в колхозе «Заря».
Нелегкими были ратные подвиги, нелегко досталась нашему народу победа над фашизмом. Свидетели тому, такие люди, как Василий Иванович Черный. Об этом не нужно забывать.
А. Ермолаев («По ленинскому пути» от 8 мая 1971 г.)