Все новости
Мир вокруг нас
11 Марта 2019, 18:49

Для особенных детей – свои образовательные стандарты

В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3–5%.

В настоящее время каждый десятый житель Земли имеет те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. И среди них 150 млн детей. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3–5%.

Как отметила методист ИМЦ по начальному образованию Залифа Шакирова, и в Чишминском районе наблюдается рост выявления детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

– Если раньше обследование проходили около 30 детей, то сейчас ежегодно – 400–500, – рассказывает она.

Дети с ОВЗ – это дети с задержкой психического развития, с интеллектуальными, речевыми нарушениями, нарушением слуха, опорно-двигательного аппарата (ДЦП), часто болеющие соматическими заболеваниями, дети-аутисты.

Введены новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) для обучения детей с ОВЗ. В связи с введением этих стандартов во всех образовательных учреждениях была проведена определенная подготовка: установлены пандусы, приобретены специальные учебники, учителя начальных классов прошли курсовую подготовку. В гимназии, первой и пятой школах райцентра, школе с. Алкино-2 реализуют программу «Доступная среда». В каждой школе с 1 сентября 2016 г. разработаны и утверждены Адаптированные основные образовательные программы начального общего образования для обучения детей с ОВЗ.

– Если родители замечают в поведении ребенка странные нелогичные черты, я рекомендую обратиться к психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) как можно раньше, – советует Залифа Талгатовна, – так как на начальном уровне недостатки исправляются легче.

В районе во всех общеобразовательных организациях и дошкольных учреждениях функционируют ПМПК. Их задача: выявить детей с ОВЗ и разработать рекомендации для учителей по коррекции недостатков в развитии (логопед, психолог, дефектолог). При необходимости ребенок направляется на полное обследование на республиканскую ПМПК, чтобы дальше на основании заключения грамотно скорректировать не только психологические, логопедические нарушения, но и выполнить рекомендации РПМПК через центральную районную больницу.

– Ребенок проходит комиссию только по заявлению и с согласия родителей, в их присутствии, – подчеркнула

З. Шакирова. – Родители также имеют возможность самостоятельно выехать на РПМПК с ребенком и обследоваться индивидуально в условиях присутствия всех специалистов: психолога, психиатра, логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, дефектолога.

Для этого нужно заранее записаться по телефону 8 (347) 284-18-47 и выехать по адресу: г. Уфа, проспект Октября, 115/2 (остановка «Театр кукол»).

Специалисты акцентируют внимание на том, что необходимо пройти комиссию на начальном уровне и при правильной организации коррекции к концу 4-го класса ребенок должен выровняться в знаниях со своими сверстниками.

Если этого не происходит, в 5-м классе надо пройти повторное обследование, где ставят уже новое заключение. Обучающийся, имеющий такое заключение об ограниченных возможностях здоровья, по окончанию 9-го класса имеет право сдать экзамен ОГЭ в щадящем режиме (только русский язык и математику) и получает аттестат такого же образца, что и обучающиеся по массовой программе, но без нервотрепки и лишних стрессов. Надо отметить, что такие учащиеся имеют также право сдать все экзамены по выбору. При этом надо иметь в виду, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с получением обычного аттестата предусмотрено только до окончания 9-го класса.