Все новости
Общество
22 Августа 2020, 16:07

Ребёнок не разговаривает: стоить ли бить тревогу?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров и счастлив. Однако в дошкольные учреждения приходят все больше детей с проблемами в развитии речи: кто-­то из малышей шепелявит, кому­-то не дается коварный звук «р».

– Логопункты есть во всех дошкольных учреждениях района. В них зачисляются дети, посещающие детсад, с несложными нарушениями речи, где с ними проводятся занятия. А вот логопедические группы есть в детских садах «Березка» и «Родничок» поселка Чишмы и в саду «Сказка» села Алкино-­2, – объяснила методист по дошкольному образованию управления образования Чишминского района Гульназ Каримова.

В логопедическую группу ребенок направляется по заключению Республиканской психолого­-медико­педагогической комиссии после собеседования. В эти группы распределяют детей с тяжелыми нарушениями речи. В группы набирают детей с пяти лет, продолжительность обучения – два года, в группах по десять человек.

– У детей нарушены звукопроизношение, фонематический слух. Не сформирована связная речь, дети общаются простыми предложениями или даже отдельными словами. Все это связано с объективными причинами, первая из которых – мамы получили возможность сидеть дома с детьми до трех лет, – считает заведующая детским садом «Березка» поселка Чишмы, логопед с многолетним стажем Ирина Жукова.

Для того чтобы ребенок не мешал заниматься домашними делами, уже в годовалом возрасте ему вручают телефон с мультиками. Также постоянно, уже с момента рождения, идет зашумленное звуковое пространство: постоянно включен телевизор, телефоны, аппаратура. Раньше такого изобилия не было, и ребенок каждый звук воспринимал по отдельности. В советские времена ребенок попадал в детсадовскую среду в возрасте до года и слышал четкую и развитую речь воспитателя.

По словам Ирины Юрьевной, для того, чтобы ребенок говорил правильно, должен быть сформирован речевой аппарат. У большинства современных детей он не сформирован, они не умеют жевать твердую пищу (не способны грызть яблоки, морковку), давятся мясом, яйцами. Родители этому не учат, а мышцы языка остаются слабыми.

Зачастую одновременно с помощью логопеда ребенку необходима медицинская помощь, например, невролога, так как роды нередко сопровождаются гипоксией, асфиксией.

– Уровень речевого развития сместился до трех лет. Если в три года ребенок не разговаривает, это считается нормой. Можно провести параллель – ребенок идет в три года в садик, где телефонов и планшетов нет, где с ними говорят, читают сказки, приходится самому объяснять, что ему нужно, – заметила логопед с многолетним опытом.