Многих молодых родителей беспокоит грамотность своих детей.
Учитель русского языка и литературы Алкинской школы Любовь Антонова, подготовившая уже нескольких ребят с высокими баллами на экзаменах, многое может поведать по этой теме.
– Хорошие баллы учеников, будь то на экзаменах или во время олимпиад, – это результат не одного дня и не одного человека, – считает Любовь Ивановна. И путь к победам, по ее убеждению, начинается с раннего детства. Прежде всего с того, что вложили в ребенка родители. Если научили его трудолюбию, усидчивости, то эти качества сохранятся на протяжении всей жизни. И очень многое зависит от самого человека. В какой-то передаче услышала очень правильные слова, с которыми полностью согласна: «Научить человека чему-либо нельзя, ребенок может только сам научиться под руководством кого-либо – учителя, мастера, преподавателя». А для этого нужны желание, интерес, целеустремленность.
Родилась она в селе Енгалышево, училась в сельской школе. Учила большие стихотворения и поэмы русских писателей наизусть и читала их выразительно со сцены. Хотя и работы в сельском подворье хватало, родители ее не ограничивали в чтении. Окончив пединститут в Уфе, уже много лет работает учителем.
– Высокие баллы на ЕГЭ – это еще результат труда учителя начальных классов, всего коллектива и, естественно, учителя-предметника, – считает она. И добавляет, – У меня были стобалльники четыре года тому назад – две девочки-одноклассницы. И вот в 2020 году Айдар Мукминов сдал ЕГЭ на 98 баллов. Когда стали известны результаты, он написал мне: «Извините, пожалуйста, что не сто баллов». Настолько ответственный молодой человек! Он учился у меня с пятого класса.
Если детей чем-то увлечь, если они видят, что ты за них душой болеешь, тогда и получается замахнуться на высокие результаты. Бывает и так, что ленятся, тогда она им говорит: «Ребята, есть такое слово – надо! Нельзя жить по принципу: «Хочу – не хочу». А в старших классах они уже целенаправленно сами учатся.
– Обязательно делаем работу над ошибками, анализируем. Начиная с десятого класса, тренировочные сочинения учеников проверяю по критериям ЕГЭ. Их там 12, – продолжает она. – Хотя в последнее время много пишут, что дети из-за гаджетов потеряли интерес к чтению, но все-таки есть и те, которые любят читать. Много ответственных, обязательных детей, которым если говоришь, что по программе надо прочитать, они обязательно прочтут.
А еще она отмечает роль родителей в личностном развитии детей. Художественную литературу с удовольствием читают обычно те дети, у которых родители любят читать, вместе с ними смотрят мультфильмы, потом фильмы, а потом обсуждают увиденное. И наоборот, если в семье родители уткнутся после работы в телефон или в телевизор и детей не замечают, то ни о какой их грамотности и речи не может быть. Не зря же говорят, что родители воспитывают детей и своим поведением, и своим примером.