Формирование электронных трудовых книжек россиян началось с 1 января 2020 года. Постановлением Правительства РФ №590 от 26 апреля 2020 года установлены новые сроки представления в Пенсионный фонд сведений о трудовой деятельности, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки. Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и осуществляется только с согласия человека.
До 31 декабря 2020 года работникам необходимо подать заявление действующему работодателю в произвольной форме о переходе на электронную трудовую книжку или о сохранении бумажной трудовой книжки. В этом случае работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию.
В связи с введением электронных трудовых книжек работодателям надлежит письменно проинформировать работников о соответствующих изменениях в трудовом законодательстве и праве работников сохранить бумажную трудовую книжку.
Единственным исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У них все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.
Электронную трудовую книжку выбрали многие сотрудники Чишминского МЭЗ, сахарного завода, РДК, учреждения образования, ЦРБ, администраций района и ГП Чишминский поссовет, пенсионного фонда, ООО «Башкир-Агроинвест» и другие.
Электронная трудовая книжка сохраняет практически весь перечень сведений, которые учитываются в бумажной трудовой книжке:
– Место работы. Периоды работы.
– Должность (специальность, профессия).
– Квалификация (разряд, класс, категория, уровень квалификации).
– Даты приема, увольнения, перевода на другую работу.
– Основания прекращения трудового договора.
С 1 января 2020 года введена обязанность для работодателей ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Пенсионный фонд России сведения о трудовой деятельности, на основе которых формируются электронные трудовые книжки россиян. Если сведения о работнике представляются впервые, в них также указываются данные о трудовой деятельности на 1 января 2020 года, кроме этого, начиная с 1 января 2021 года, ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, работодатель представляет сведения при переводе работника на другую должность или подаче работником заявления о выборе формы трудовой книжки, а в случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться организацией-работодателем в Пенсионный фонд не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.
Вопросы и ответы:
– Можно ли будет сохранить бумажную трудовую книжку?
– Да, можно. Для этого будет необходимо подать письменное заявление работодателю до конца 2020 года. В этом случае с 2021 года бумажную трудовую продолжат вес-ти одновременно с электронной.
– В каком случае нельзя будет сохранить бумажную трудовую книжку?
– Если сотрудник впервые устроится на работу с 1 января 2021 года. У таких работников данные о трудовой деятельности будут вестись только в электронном виде.
– Если сотрудник напишет заявление о предоставлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде.
– В течение какого периода работодателю будет необходимо предоставлять сведения в Пенсионный фонд?
– С 1 января 2020 года сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц предоставляются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. С 1 января 2021 года сведения в случаях приема на работу или увольнения должны представляться не позднее рабочего дня, следующего за днем приема на работу или увольнения.
– Чем защищены базы данных ПФР? Какие гарантии, что данные будут защищены?
– Информационная система ПФР аттестована в соответствии с действующим законодательством в области защиты персональных данных.
– Как работодатель будет направлять сведения о трудовой деятельности сотрудников в ПФР?
– Аналогично другой отчетности в ПФР.
– Как можно будет получить сведения из электронной трудовой книжки?
– Информацию из электронной трудовой книжки можно будет получить также в бумажном виде, подав заявку: у работодателя (по последнему месту работы); в территориальном органе Пенсионного фонда России; в многофункциональном центре (МФЦ).
– В отличие от бумажной версии, какая еще информация будет содержаться в электронной трудовой книжке?
– По составу данных обе книжки практически идентичны.
– Как можно будет предъявлять электронную трудовую книжку при устройстве на работу?
– Информация представляется работодателю либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью.
– Что будет в случае сбоя информации или утечки данных?
– Многолетний опыт показывает высокий уровень защищенности информационных систем Пенсионного фонда России. Сбой или взлом с последующим изменением или уничтожением данных практически невозможны. Информация лицевых счетов фиксируется в распределенных системах хранения, что исключает риск потери данных.
– Можно ли в период работы перейти с электронного варианта трудовой книжки на бумажный и наоборот, с бумажного на электронный?
– С бумажной версии на электронный можно перейти в любое время, а вот возвратиться на бумажную версию будет невозможно. По району, по данным на начало декабря текущего года, подано 4319 заявлений о выборе сведений по ведению трудовой деятельности в электронном варианте, то есть 52 процента работоспособного населения района.
Фото взято с сайта ИА "Башинформ".