Директор департамента финансовой грамотности Финцентра РБ Гульназ Абузарова перечислила восемь основных.
1. Вас выводят на эмоции
Мошенники всегда пытаются вызвать сильные эмоции, в первую очередь напугать. «На вас оформляют кредит!» или «Вас взломали». Они угрожают уголовной ответственностью за «экстремизм» или «незаконное обогащение», кричат, что подадут в суд. Испуганного человека проще сбить с толку: от волнения он теряет бдительность и готов выполнить любую команду, лишь бы спасти себя и свои деньги.
2. С вами говорят про деньги
Главная задача мошенников – получить ваши деньги, поэтому все схемы обмана так или иначе связаны с финансами.
Главные схемы такие:
Человека запугивают так, что он набирает кредитов в банке и переводит все деньги «на безопасный счет», а на самом деле посторонним людям.
Человека обманом заставляют сказать смс, которое пришло на телефон. Человек думает, что это какой-то код, а на самом деле это пароль от интернет-банка. Мошенники заходят в ваш профиль, набирают онлайн-кредитов сколько могут и переводят все деньги на «левые» счета.
Никаких «безопасных счетов» не существует! Если вам про них говорят – это мошенники!
Мошенники теперь втираются в доверие под видом «мобильного оператора» (у вас кончается срок сим-карты) и сотрудника госуслуг или МФЦ (вам пришло заказное письмо). Итог один: под видом проверки ваших данных, подтверждения личности с вас все равно выманят смс-код, номера карты и другие личные данные.
Запомните: ваши сим-карты бессрочные, а сотрудники госуслуг или МФЦ никогда не звонят и не общаются по телефону.
3. Вас торопят
Мошенники всегда торопят, ставят условия: «сейчас или будет поздно», давят и не дают время для выбора, чтобы вы не смогли обдумать ситуацию или кто-то не вывел вас из транса.
Настоящие сотрудники банка всегда спокойно отнесутся к тому, что вы решите посоветоваться с близкими и сами перезвоните в банк, когда вам будет удобно! Если чувствуете психологический дискомфорт, пока не поздно, просто прекратите общение, сбросьте телефон. Вам за это ничего не будет! Чем дольше разговариваете с мошенником, тем сильнее он будет давить. Они профессиональные манипуляторы, у них заготовлены нагнетающие обстановку ответы на большинство ваших фраз. Жертвы мошенников рассказывают: «Все было как в тумане».
4. Упоминают Центробанк
Мошенники представляются чаще всего Центробанком или Банком России.
Правда в том, что Центробанк не работает с людьми, он взаимодействует только с банками! Если вам звонит незнакомец и представляется сотрудником Банка России или упоминает в разговоре Центробанк – кладите трубку! Вас хочет обмануть мошенник!
Самый надежный способ не стать жертвой мошенников – не брать трубки с незнакомых номеров!
5. Полицейские решают дела по телефону
Незнакомцы нередко представляются следователями полиции, прокуратуры, следственного комитета и т. д. Они могут обвинять в чем-то, спрашивать про других людей, придумывать невероятные истории, но финал у них будет один: вас попросят сообщить код из смс или данные банковской карты, оформить кредит или даже продать квартиру.
Если дело действительно серьезное, полиция не будет решать его по телефону, а приедет сама или же пригласит на очный разговор. Любая информация, которую человек сообщает сотрудникам полиции, должна быть оформлена письменно: в виде протокола.
6. Просят сообщить данные карты или из смс
Настоящий сотрудник банка и так видит, не только как вас зовут, но и номер вашей карты, счета, дату рождения, номер паспорта и даже сколько денег у вас на счете. Если о них спрашивают – вас точно пытаются обмануть.
Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли.
7. Обещают легкие деньги
Мошенники часто притворяются брокерами, инвестиционными советниками, сотрудниками криптовалютных бирж и т. д. Они обещают сказочный доход, не требующий никаких усилий. Вкладываешь сто тысяч, через год забираешь миллион, а то и два!
Кто-то звонит и просто так хочет дать вам миллион? Положите трубку и не называйте этим людям данные карты, чтобы на нее перечислили выплаты, и не платите «комиссии» и «налоги» за какие угодно выигрыши.
8. Призывают к действиям
Сотрудники банка, как правило, звонят, чтобы оповестить, и никогда не просят клиентов сделать что-то вне телефонного звонка, а мошенники просят сообщить смс-код, перейти по ссылке, уговаривают куда-то пойти, снять деньги в банкомате и перевести на другой счет, установить на телефон или компьютер какую-нибудь программу.
Подробнее https://www.bashinform.ru/