Все новости
Общество
26 Августа , 10:30

Что делать если ребенок подвергся буллингу

Унижения, побои, травля в соцсетях… Буллинг может проявляться в разных формах, но по воздействию на психику детей они схожи: продолжительные издевательства приводят к серьезным эмоциональным проблемам, снижению успеваемости, увеличению риска суицида среди подростков. 

К группе риска относят ребят из неблагополучных или неполных семей. Часто травле подвергаются дети с низкой самооценкой или слабым эмоциональным интеллектом – плохо понимающие чужие эмоции, не умеющие читать «язык тела». Скажем, они не всегда способны отличить обычную шутку от злой. В целом объектом издевательств может стать любой ученик. В числе поводов – необычная внешность, «пятерочный» дневник, особенности здоровья, да что угодно. Возможно, ребенок просто недавно поменял школу или класс.

Какие изменения в поведении должны насторожить?
- Теряется интерес к школе. А регулярные прогулы или задержки после уроков могут говорить о том, что ребенок подвергается издевательствам по дороге домой.
- Он кажется замкнутым, тревожным, мнительным, боязливым без явных причин.
- Участились жалобы на боли в животе, в груди, на головную боль, потерю аппетита. Но диагнозов с похожими симптомами ему не ставили.
- Ребенок плохо спит, страдает от ночных кошмаров, поэтому не хочет ложиться спать, с трудом встает по утрам.
- Появились синяки, порезы, порванная одежда, и вы знаете, что они не связаны с игрой или случайным падением.
- Школьник быстро устает, оценки ухудшились или, напротив, ребенок внезапно погрузился в учебу.
- Просит больше карманных денег (обидчик может даже заставить жертву пойти на воровство).
- У школьника мало или совсем нет друзей, все чаще он сидит со взрослыми.
- Отказывается объяснять, почему изменилось его настроение и поведение. Агрессор может угрожать расправой, если жертва обратится к кому-то за помощью.

Как действовать?
Первоочередная задача – успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечить ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Дайте понять: вы на его стороне и поможете. Выслушайте, разберитесь в причине и последовательности событий.
Также школьник должен попробовать проанализировать свои действия сам, понять, могли ли они послужить причиной травли и реально ли самостоятельно повлиять на развитие ситуации. Возможно, нужно подкорректировать поведение.
В любом случае не критикуйте и не обвиняйте школьника. Проблема не у него, а у агрессора – тот самоутверждается нездоровым способом. Иногда психологи называют это доминантным поведением, или, иначе говоря, желанием получить власть над другими людьми. Объясните ребенку, что, когда он расстраивается или злится, обидчик становится только сильнее.

Если школьник страдает от словесных издевательств, сделайте следующее:
– на случай очередной атаки придумайте вместе остроумный ответ агрессору. Путь ребенок действует так, будто нападки его не беспокоят, буквально отшучивается (что сложно, но возможно). Люди, которые запугивают, обычно ждут другой реакции (злости, грусти) и, не получив ее, переключаются на другого человека;
– посоветуйте ребенку быть и выглядеть уверенным в себе – стоять прямо, говорить ясно и твердо, поддерживать зрительный контакт (всегда!) и рекомендовать обидчику остановиться. Пусть скажет, что ему безразлично, что тот о нем думает, и обзывательства его не расстроят.

Важно помочь школьнику развить навыки общения и стать устойчивым к буллингу. В сложной ситуации все же стоит обратиться к психологу.

Не замалчивайте проблему в школе.
Сообщите классному руководителю. Вместе определите, идет ли речь о единичном конфликте или все же о буллинге.
Можно попросить организовать встречу с директором или завучем, обсудить системные меры. Профилактикой травли нужно заниматься как в масштабах всего класса, так и в индивидуальном порядке.
Стоит узнать законы школьного коллектива – наличие иерархии, социальных ролей. После необходимо создать физически и психологически безопасную среду для ребенка, которого травят. Выработайте с учителем и другими родителями свои «законы жизни класса». Тезисы можно разместить в дневниках или написать на плакате и вывесить в кабинете. Например: «У нас не наблюдают спокойно за дракой – участников разнимают. У нас не оскорбляют друг друга, а уважительно относятся к учителям и одноклассникам». Позитивные изменения важно поощрять, чаще говорить с учениками о роли дружбы, устраивать коллективные поездки, развлечения, те же походы в кино.
Если травля не прекращается, при посредничестве учителя (не самостоятельно!) свяжитесь с родителями обидчика.
Скажите им: если это продолжится, вы обратитесь в администрацию или правоохранительные органы. Следите за ситуацией через классного руководителя, обращайтесь к нему не реже двух раз в неделю или чаще. Ежедневно спрашивайте у ребенка, что было в школе, комфортно ли ему там, что он сделал, чтобы этот день стал лучше вчерашнего.

Если речь о кибербуллинге
Нельзя отвечать на оскорбительные сообщения и пересылать их. В качестве доказательства нападок сделайте скриншоты. Заблокируйте пользователя-агрессора и сообщите провайдеру или руководству соцсети (сайта) о нарушении их правил – в случае с кибербуллингом это почти всегда так.
Впредь сами изучайте сайты, посещаемые ребенком. Объясните, что вправе интересоваться такими вещами.
Хорошо, если он согласится дружить в соцсетях с мамой, папой или другими взрослыми, которым доверяет, например, со старшим братом или хорошим другом семьи.
Предложите подумать сыну или дочери, будет ли их страница открыта для всех или только для друзей.
Попросите у ребенка пароли от его аккаунтов, пообещайте, что воспользуетесь ими только в крайнем случае, и держите слово! Научите больше ни с кем не делиться такими данными.
Договоритесь с ребенком, что он сразу расскажет о случае кибер-буллинга, а вы не отберете телефон или компьютер.
Объясните, что важно продумывать каждый пост. Ведь информация, попавшая в интернет, больше ему не принадлежит.

Телефон доверия 88002000122

Автор:
Читайте нас: