Все новости
Мир вокруг нас
18 Марта 2019, 17:40

Умное устройство покупайте с умом

Девиз Всемирного дня прав потребителей, который отмечается 15 марта, в этом году звучит так: «Цифровой мир: надежные смарт-устройства»

Сегодня в гостях у газеты главный специалист-эксперт Чишминского территориального отдела Управления Роспотребнадзора РБ Лариса Хуснутдинова.

– Лариса Масхутовна, слово «смарт-устройство» прочно закрепилось в нашем словаре, и все же поясните, что подразу-мевается под этим термином?

– Смарт-устройство представляет собой электронное устройство, как правило, связанное с другими устройствами или сетями с помощью различных беспроводных протоколов, таких как Bluetooth, NFC, Wi-Fi и т. д. Общим для всех устройств, названия которых мы произносим с добавлением слова «смарт», является обилие выполняемых функций и возможность их расширения за счет установки новых приложений. Проще говоря, это так называемая умная электроника.

– Как часто в Чишминский отдел Роспотребнадзора поступают жалобы, вопросы, обращения за консультациями, касающиеся смарт-технологий, устройств.

– Достаточно часто. Однако нужно знать, что смарт-устройства относятся к технически сложным товарам, в связи с чем потребитель не вправе обменять качественный товар на аналогичный, не подошедший ему по каким-либо причинам.

– А что делать, если товар сломался или в нем проявились скрытые дефекты в период гарантийного срока?

– Закон полностью стоит на стороне гражданина. Если, конечно, товар использовался в соответствии с инструкцией и по назначению. Прежде всего необходимо составить в двух экземплярах письменную претензию на имя руководителя предприятия, где был куплен некачественный товар, и указать требование, удовлетворение которого гарантировано законом. Письменное заявление необходимо не только для того, чтобы продавец не смог сказать, что впервые слышит о возникшей проблеме, а также и для того, чтобы точно зафиксировать дату обращения к продавцу. Ведь закон четко устанавливает и сроки рассмотрения продавцом заявления гражданина, и сроки проведения экспертизы, и сроки ремонта товара, и сроки возврата денег.

– Что делать, если продавец отказывается принимать претензию?

– Берите с собой свидетеля и в его присутствии оставляйте претензию продавцу. Максимальный срок, в течение которого должна быть рассмотрена жалоба, – 20 дней, и это с учетом срока проведения экспертизы. За нарушение сроков, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей», продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню в размере 1% цены товара), которая взыскивается по решению суда.

– Можно ли обжаловать результаты экспертизы?

– Если потребитель не согласен с экспертным заключением (бывают экспертные заключения, где указана причина дефекта – попадание воды, причем не только в телефоны, но даже и в телевизоры, которые висят на стене), то он вправе оспорить его в суде. Кстати, за потребителем закреплено право присутствовать при проведении экспертизы, для этого нужно письменно заявить свое требование при обращении к продавцу (если не доверяете экспертам, то опечатайте товар и настаивайте, чтобы вскрытие проводилось в вашем присутствии). Доставка товара весом более 5 кг для проведения экспертизы осуществляется за счет продавца.

– Итак: если в любом приобретенном товаре выявился любой дефект в течение первых 15 дней с момента покупки, то потребитель имеет право возвратить некачественный товар и потребовать возврата денег?

– Имеет! Если же дефект обнаружился позже, то в отношении сложнобытовой техники сразу требовать возврата денег можно лишь при наличии существенных дефектов, которые будут выявлены при проведении экспертизы. Важно: если товар в период гарантийного срока в течение одного года находился в ремонте в совокупности более чем 30 дней (даже если ремонт проводился 10 раз по 3 дня), то потребитель вправе отказаться от такого товара и потребовать возврата денег. Максимальный срок проведения ремонта не может превышать 45 дней. На период ремонта, по заявлению покупателя, в течение трех дней продавец обязан безвозмездно доставить ему за свой счет в пользование аналогичный товар.

– Что же делать, если сломался товар, на который гарантийный срок истек, но не прошло еще двух лет с момента покупки?

– В этом случае покупатель сам проводит экспертизу товара и при выявлении в товаре дефектов производственного характера вправе возвратить товар продавцу. Вот почему при заключении любого договора купли-продажи необходимо чтобы гарантийный срок на товар был письменно зафиксирован в любом документе. Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворении продавцом в течение 10 дней со дня предъявления требований.