Все новости
Новости
3 Января , 13:07

Евразийский музей кочевых цивилизаций в Башкирии пополнился первым экспонатом

В Уфу прибыло военное обмундирование турахана – властителя башкирских земель. Реконструкцией занимались московские специалисты одной из лучших мастерских в России.

Евразийский музей кочевых цивилизаций в Башкирии пополнился первым экспонатом
Евразийский музей кочевых цивилизаций в Башкирии пополнился первым экспонатом

Это исторический костюм знатного золотоордынского воина XIV-XV веков с комплексом защитного и наступательного вооружения. Его, без сомнения, могли носить и местные правители.

Состоит костюм из подкольчужной рубахи, гамбезона, кольчатого доспеха, сапогов. Также в комплект вошли хатангу-дегель (он же: куяк, пластинчато-нашивной панцирь, бригантный доспех), двустворчатые наручи (базубанды) и поножи, наплечники и шлем. Мастера также реконструировали для воина достоверное вооружение. Это сабельный пояс с саблей, саадачный комплекс (стрелковый пояс, лук, налуч, колчан, стрелы), булава и калкан.

Реконструкцией занимались московские специалисты одной из лучших мастерских в России. Предприятие, отличающееся широтой спектра услуг, хорошо известно и в сфере исторической реконструкции, и в кинематографе. Руководитель мастерской Сергей Власов отмечает, что, несмотря на огромный опыт, работа для Евразийского музея была для них в новинку.

– С историческим материалом эпохи Золотой Орды работали впервые. До этого нечто похожее делали по Западной Европе, когда реконструировали комплект немецких и итальянских рыцарей. Также в первый раз для музейного экспоната применяли технику состаривания. Мы и в киноиндустрии давно работаем. В отличие большинства мастеров-реконструкторов, умеем вещи старить. В новинку было и имитирование технологии торширования (рельефного тиснения). Создавали узоры на шлеме и на наручах позолотой. Естественно, средневековыми методами действовать не могли, а сделать было нужно. Прибегли к гальваническому нанесению золота с последующим протравливанием азотной кислотой. Работой довольны. Захватывающий был проект. Для Евразийского музея кочевых цивилизаций готовы творить и дальше. Это очень интересная история, – отметил Сергей Николаевич.

По словам мастера, сроки для такого проекта были сжатые. Поэтому разбивка работы происходила на большое количество людей. Каждый специалист подключался на своем участке, и даже было время, когда в проекте было занято более 15 человек. Историческая реконструкция – абсолютно разноплановая работа, которая включает и пошив, и ручную вышивку, изготовление кольчужного полотна, ковку основных форм, изготовление фурнитуры слесарным методом и литьем, декоративную отделку. Так, вместо полугода проект был завершен за 3,5 месяца.

Художественная и научно-историческая реконструкция знатного воина XIV-XV веков произведена по документации, подготовленной главным специалистом отдела археологического наследия НПЦ Димом Гиззатовым.

– К работе над проектом мы подошли комплексно, компонуя источниковую базу реконструкции из всех доступных материалов. В первую очередь был собран обширный пласт введенных в научный оборот результатов археологических исследований позднесредневековых некрополей, городищ, кладов, случайных находок и местонахождений, содержащих элементы защитного комплекса вооружения. Также собраны профильные материалы из музейных коллекций Оружейной палаты Московского Кремля, Государственного Эрмитажа, ГИМ, Метрополитен-музей Нью-Йорка, частные коллекции. Так музейные коллекции пролили свет на материалы, редко сохраняющиеся в земле, такие как текстиль, кожа. Кроме того, были включены изобразительные материалы китайских, иранских, среднеазиатских и монгольских мастеров XIII-XV вв., это замечательные миниатюры Тебризской, Ширазской, Гератской, Самаркандской школ, сочетающие в себе художественные достоинства с высокой достоверностью и детализацией в передаче комплексов наступательного и защитного вооружения, цветовой палитры элементов одежды и доспеха, – пояснил археолог.

По его словам, золотоордынский доспех постоянно трансформировался. В ХIII-XIV веках импульсом к модернизации послужили взаимодействия с восточноевропейскими, позже с иранскими оружейными мастерами. Поэтому золотоордынское наступательное и защитное вооружение не было статичным и находилось под определенным влиянием ближневосточного, среднеазиатского и других регионов. Специалист основывался на работах таких корифеев, как Анатолий Кирпичников, Юлий Худяков, Михаил Горелик и Юрий Бобров.

В эпоху Средневековья такой доспех применялся как простыми воинами-панцирниками, так и латными конниками, воинами, находящимися в авангарде.

Дим Гиззатов поясняет, что к защитным доспехам воины относились с особым трепетом. Знать старалась богато и густо декорировать их. Шлемы, наручи и поножи украшались серебром и золотом, наносились эпиграфические орнаменты и надписи, позолотой покрывались наплечники, наносники и полумаски шлемов, заклепки пластинчато-нашивного доспеха. Не оставались без декора и инкрустации элементы наступательного вооружения. У рядовых же воинов он был более дешевого и простого производства.

– Сегодня принято воспринимать этап позднего средневековья, в частности Золотоордынских воинов, особенно в кинематографе, как одетых во что попало варваров с Востока. Но это не так. Не только знатные золотоордынские воины стремились выразить свое происхождение через призму украшений на защитных доспехах, наступательном вооружении, это относится к военной знати всей Евразии, в том числе к кипчакским родам, аланам с Северного Кавказа. Например, колчаны, изготовленные в виде футляра из бересты, и прямоугольные из кожи украшали нашивкой и аппликацией, узорными накладками из металла и кости. Для высшей знати вместо кости использовали серебро и золото. Самым популярным сюжетом было изображение феникса или дракона. Сабли снабжались серебряной фурнитурой – навершием рукояти, перекрестием и обоймой ножен с растительным или звериным декором. Мастерство максимально проявлялось на поясном наборе. Накладки на пояса – это тонкая ювелирная работа. Например, поясной набор из могильника Олень-Колодезь изготовлен из серебра, сверху позолочен; на каждой отдельной накладке изображены сюжеты спящих, играющих взрослых и молодых барсов на волнообразной траве, окантованных растительным декором. К сожалению, до нас не дошли самые роскошные образцы мечей и сабель, но и по изображениям, особенно по археологическим находкам можно судить об уровне их декора. Металлические части фурнитуры могли быть серебряными с позолотой или даже золотыми. Они покрывались резьбой, гравировкой с сюжетами в основном чжурчжэньского стиля. Мастера работали над внешним видом доспехов, вооружения довольно детально, – говорит специалист.

Вблизи нашей республики такой комплект элементов защитного вооружения был обнаружен в 1980-е годы в Оренбуржье на Озерновском III могильнике. В погребении нашли ламинарно-ламеллярный доспех XIII-XIV веков со сфероконическим шлемом.

Реконструкция знатного золотоордынского воина с комплексом защитного и наступательного вооружения – это первый экспонат Евразийского музея кочевых цивилизаций. Общий вес костюма – 25 кг. Наденут его на реалистичный манекен турахана, изготовленный по специальному заказу в новосибирской мастерской. Специалисты отмечают, что местные знатные воины, в том числе и турахан – властитель местных земель – вполне могли носить такую форму.

Увидеть воина в доспехах можно будет в визит-центре музея.

Источник: Наследие Башкортостана

Автор:
Читайте нас: